Новости | Исследования | Галерея | Форум | Информация | Ссылки

АвторСообщение



Откуда: Praha
ссылка на сообщение  Отправлено: 12.01.07 19:54. Заголовок: Русская изба - путешествие в прошлое


Всё о старинном народном жилище на Руси, в Украине и Беларуси с 11-го по 19-й век. Виды изб, дворов и других построек, технология строительства, отопления, почти забытая терминология прошлого, любопытные и малоизвестные факты.

Народное деревянное жилище в России всегда имело много особенностей, сохранившихся иногда до нашего времени, различаясь даже в разных местностях.

Большинство сохранившихся изб относится к середине 19-го века. Изб, построенных до конца 18-го века, не было уже до революции. Это объясняется тем, что избы - жилые отапливаемые помещения - изнашиваются быстрее церквей.

Во второй половине 20-го века для того, чтобы обеспечить большую безопасность, лучшие условия изучения сохранившихся домов и чтобы дать возможность познакомиться с ними большему количеству людей, в ряде мест России устраиваются музеи на открытом воздухе, в которые переносят памятники деревянной архитектуры, в том числе и жилые дома. Так были созданы прекрасные музеи на острове Кижи, под Суздалем, Малые Карелы под Петразоводском.
http://izba.dopinfo.com/


Спасибо: 0 
Профиль Цитата Ответить
Ответов - 14 [только новые]





Откуда: Praha
ссылка на сообщение  Отправлено: 28.01.07 22:15. Заголовок: Re:


Тулгас
1795
В Виноградовском районе Архангельской области, чуть в стороне от Северной Двины недалеко от места ее слияния с Вагой затерялась маленькая деревушка Тулгас. Протянувшаяся вдоль Ваги великая северная автомагистраль М8 Москва - Архангельск, обошла ее стороной. Точно так же, много раньше ее обошла стороной другая, ничуть не менее великая магистраль известная как Северная Двина. Следуя транспортным потокам, Тулгас обошли вниманием и исследователи русской архитектуры. И теперь, когда прямо через деревню прошло новое шоссе Архангельск-Котлас, когда на въезде в нее установлена табличка с ее названием, когда на обочине поставлена ярко раскрашенная автобусная остановка, с которой ежедневно можно уехать хоть в Северодвинск, хоть в Великий Устюг, теперь, наконец-то, специалисты могут обратить свое внимание на культовый ансамбль в Тулгасе, если, конечно, успеют.


Тулгас.
Общий вид на культовый ансамбль, 18-19 вв.
Фото А.Тилипмана.
На настоящий момент в Тулгасе сохранились две деревянные церкви схожей объемно-планировочной структуры. Наибольший интерес представляет более старая - Власьевская, датируемая 1795 годом. Отличительной особенностью храма является его завершение выполненное в виде огромной восьмигранной луковицы. Подобная конструкция уже и сама по себе выглядит достаточно необычно, но искушенный наблюдатель по характеру повреждений этой луковицы "вмиг дорисует остальное" - утраченную ныне главку более привычного размера. Впрочем, чтобы дорисовать действительно все, необходимо подойти к храму к западной стороны. Здесь можно увидеть сохранившиеся выпуски бревен, на которых ранее держалась верхняя площадка крыльца и, заодно, осознать немалую высоту подклета - "технического" этажа здания.


Тулгас.
Власьевская церковь, 1795г.
Фото А.Тилипмана.
Могучие стены храма в советское время были оценены по достоинству, и подклет стал использоваться как место складирования особо ценных субстанций. Здесь, за надежным замком, хранилось то колхозное зерно, то колхозная же соляра. Несмотря на кажущуюся абсурдность идеи хранения горючих материалов в легковоспламеняемой церкви, возможно, именно этот факт, а также высокая стоимость самой соляры, позволила "складу" не сгинуть в огне пожара, что произошло со многими другими бесхозными постройками такого типа.


Тулгас.
Власьевская церковь, 1795г.
Фото А.Тилипмана.
Благодаря большой высоте подклета и начисто разобранному крыльцу храм на протяжении многих лет успешно избегал разграбления. До тех пор, пока в деревню на автомобиле типа "батон" не приехала экспедиция Русского музея. Аккуратно перегрузив полностью сохранившийся иконостас из церкви в "буханку" и выдав местному начальству расписку в том, экспедиция оперативно выдвинулась на поиски следующего объекта. Сомнения закрались позже, когда несколько лет спустя прибыла еще одна группа специалистов, представлявших другое уважаемое заведение. Сопоставив факты, местные жители решили снарядить встречную экспедицию - свою собственную. В город-герой Ленинград был отправлен опытный человек, один из немногих в деревне, кто когда-либо выезжал за пределы родного Виноградовского района. Вооруженный Распиской, он прибыл, наконец, в Русский музей, где ему совершенно официально, хоть и безо всякой расписки, сообщили о том, что упомянутые в заветном документе граждане в штате музея никогда не состояли, а о деревне Тулгас в их структуре никто и никогда и слыхом не слыхивал.

Сложно сейчас сказать, где в этой истории правда, а где ложь, поэтому вернемся к тому, что является объективной реальностью. И останется тогда перед нашими глазами типичная умирающая никому не нужная деревня. В ней - очередная покосившаяся никому не нужная церковь (даже две). И не нужна она никому уже не только как церковь, не только как месторождение иконостасов, но даже и как склад зерна и соляры. Потому что и соляра, и зерно - они ведь тоже уже никому не нужны.


http://www.towns.ru/other/tulgas.html


Спасибо: 0 
Профиль Цитата Ответить



Откуда: Praha
ссылка на сообщение  Отправлено: 28.01.07 22:16. Заголовок: Re:


Порженский Погост

Сюда не добраться на автомобиле, здесь негде сесть самолету, сюда нужно сутки ехать и еще сутки идти, чтобы, придя, осознать, что ничего подобного вы никогда и нигде не видели.


Вид с колокольни.
Фото А.Тилипмана.
Здесь находится один из самых малоизвестных и труднодоступных, но, вместе с тем, один из самых замечательных и притягательных памятников деревянной архитектуры Русского Севера - Порженский погост.

Это место можно было бы назвать сказочным, если не забыть напомнить, что сказки бывают страшными. Можно было бы еще сказать, что здесь остановилось время. Но и это не совсем так, потому что место это находится вне времени, а не в глубинах его. Как ясной безлунной ночью невозможно понять, какая из звезд к вам ближе, так и сам факт существования подобного места не поддается логическому объяснению.

Говоря языком сухим и сдержанным, Порженский погост - это комплекс деревянных культовых сооружений 17-го века за невысокой неполностью сохранившейся оградой с калиткой и башенками. Сам погост расположен на вершине невысокого холма в центре небольшого поля, ограниченного с трех сторон лесом, а с четвертой - небольшим проточным озером. За оградой погоста, в северной его части, произрастает группа елей и лиственниц, не стоявших последние три с лишним века без дела. Выросшие до внушительной высоты, эти деревья значительно превосходят своими размерами церковь с колокольней и, в настоящее время, представляют собой очень эффектный фон для последних.


Башня ограды.
Фото А.Тилипмана.
На примере Порженского погоста становится особенно ясно, что истинные шедевры нельзя выдергивать из их природного окружения. Будучи перевезенным куда-нибудь, скажем в Кижи, ансамбль Порженского погоста неизбежно утратил бы свое колдовское очарование. Здесь архитектура, природа и географическое расположение дают в сумме столь сильный эффект, что поставить что-либо на Севере в один ряд с Порженским погостом практически невозможно.

Крайне огорчает то, что, несмотря на значительную удаленность и сравнительную труднодоступность, и сюда добираются вандалы, позволяющие себе вырезать надписи типа "Москва-2000" прямо на стенах неохраняемого памятника. Не думаю, что здесь могут помочь какие-нибудь слова...

Вообще, говоря о Порженском погосте, понимаешь, что слова, поэтичные и восторженные, могут показаться попросту глупыми и бессодержательными. Бороться с этим бесполезно. В свое оправдание могу лишь сказать, что по мнению Х.Л.Борхеса в одной из башенок ограды погоста находится так называемый Алеф. Действительно, это могло бы многое объяснить. Но проверить эту гипотезу более чем затруднительно, учитывая то, что некоторые из башенок к настоящему времени утрачены.


http://www.towns.ru/other/porzhensk.html


Спасибо: 0 
Профиль Цитата Ответить



Откуда: Praha
ссылка на сообщение  Отправлено: 23.03.07 19:17. Заголовок: Re:


ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ГРУППОВЫХ СИСТЕМ НАСЕЛЕННЫХ МЕСТ РОССИЙСКОГО СЕВЕРА
http://web.petrsu.ru/~arni2005/index.php?mod=mainis


http://web.petrsu.ru/~arni2005/index.php?mod=maindoma


Спасибо: 0 
Профиль Цитата Ответить



Откуда: Praha
ссылка на сообщение  Отправлено: 23.03.07 19:20. Заголовок: Re:


Историко-архитектурные комплексы (исторические поселения, архитектурно-ландшафтные комплексы и некрополи, крестьянские усадьбы)
http://web.petrsu.ru/~arni2005/index.php?mod=mainkom


Спасибо: 0 
Профиль Цитата Ответить



Откуда: Praha
ссылка на сообщение  Отправлено: 26.03.07 18:16. Заголовок: Re:


Старинные города Вологодской области
http://www.booksite.ru/oldtown.htm

Чайкина, Юлия Ивановна. Географические названия Вологодской области: Топоним. слов. - Архангельск; Вологда: Сев.-Зап. кн. изд-во. Вологод. отд-ние, 1988. - 267,[2]с.: ил.
http://www.booksite.ru/fulltext/cha/iki/na/index.htm


Спасибо: 0 
Профиль Цитата Ответить



Откуда: Praha
ссылка на сообщение  Отправлено: 26.03.07 18:49. Заголовок: Re:

Спасибо: 0 
Профиль Цитата Ответить



Откуда: Praha
ссылка на сообщение  Отправлено: 29.09.07 18:30. Заголовок: Re:


А. Б. Нов и к о в

ТЕРМИНЫ СЕВЕРНОГО ДЕРЕВЯННОГО КУЛЬТОВОГО ЗОДЧЕСТВА (ЛИНГВОСТРАНОВЕДЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ)

Древняя архитектура — одна из интереснейших сторон русской национальной культуры. Строительство на Руси было неотделимо от общего развития древнерусского искусства, тесно связано с историей нашего народа. Ярким проявлением русского строительного творчества является деревянное зодчество Севера. Преобладание деревянных архитектурных сооружений на Русском Севере объясняется географическими условиями жизни наших предков: громадные лесные пространства, в окружении которых жил русский человек, постоянное соприкосновение с лесом как строительным материалом.
На Севере Руси к тому же существовали и исторически благоприятные условия для непрерывного развертывания строительного искусства: этих районов не коснулись разрушительные татаро-монгольские нашествия; в меньшей степени, чем в центральных областях, здесь сказывалась внутриполитическая борьба и усобицы, происходившие в русском государстве.
Древнерусское деревянное зодчество развивалось, почти не испытывая внешних влияний. Это глубоко самобытное, национальное искусство, настоящий феномен русской культуры.
Важной частью деревянного зодчества на Севере были культовые сооружения. В церковной архитектуре гармонично соединились лучшие достижения художественного творчества русской нации. «...Древние церкви,— писал Максим Горький, — говорят нам о талантливости нашего народа, выраженной в церковном зодчестве»1. Деревянные культовые сооружения появляются на Руси уже с глубокой древности. И. Э. Грабарь указывал, что «...задолго до крещения Руси в ней уже были деревянные храмы»2. Функции этих построек не были чисто утилитарными: они служили не только помещениями для отправления культа, но предназначались также и для того, чтобы внушать верующим чувства благоговения, почтения перед божеством. Этому способствовали размеры и формы культовых сооружений, особенности их конструкций и элементов. Хотя внешне деревянные церкви и жилые дома совсем не похожи, культовая архитектура была тесно связана с гражданским зодчеством, и архитектурные формы переходили из одной области народной архитектуры в другую, поэтому в куль-товом деревянном зодчестве не столь много «чисто церковных» архитектурных элементов.
Своеобразие деревянного культового зодчества отражают архитектурные термины, которые обозначают детали и части церковных сооружений. Это особая группа лексики, пока еще мало изученная, но представляющая интерес как для лингвистов, так и для искусствоведов. Серьезного внимания при ее исследовании заслуживает лингвостраповедческий подход к терминам культового деревянного зодчества.
Страноведение — предмет, тесно связанный со сложной и многогранной областью, которая начинает сейчас активно изучаться: язык и культура. Любой язык является источником сведений о национальной культуре народа — носителя этого языка. Люди, изучая иностранный язык, неизбежно знакомятся через пего и с культурой другой нации. У термина «страноведение» очень много интерпретаций, однако наиболее распространенным определением можно назвать следующее: «...страноведение — культура страны изучаемого языка, превращенная в предмет методики преподавания этого языка»3. Таким образом, страноведение включает в себя основы многих дисциплин, изучающих культуру — философию, этнографию, историю, политические науки. Но страноведение — совсем не механическое объединение этих дисциплин, а их органическое единство. Основная специфическая черта заключается в том, что страноведение является наукой не только о человеке и его культурной среде, но и о языковом отражении этой среды. Особенно много изучение страноведения дает такому важному разделу лингвистики, как лексика. Слово — основной элемент языка, в котором содержатся сведения о культуре нации, говорящей на этом языке.
Культурному компоненту семантики слова посвящена созданная Е. М. Верещагиным и В. Г. Костомаровым лингво-страноведческая теория слова4, основными понятиями которой являются безэквивалентность и лексический фон слова. Слово есть единство плана выражения и плана содержания. Когда план содержания русского слова невозможно сопоставить с каким-либо иноязычным лексическим понятием, такое слово называется безэквивалентным. Внеязыковые, экстралингвистические сведения, которые относятся к лексическому понятию, условились назвать семантическими долями, а их совокупность — лексическим фоном. При сравнении фонов эквивалентных слов можно заметить, что некоторые семантические доли фонов совпадают, а некоторые — расходятся. Обычно лингвострановедческая семантизация применяется лишь к общеупотребительным словам, однако и термины могут обладать культурным компонентом в семантике.
Термины деревянного культового зодчества включаются в терминологию искусства, это во многом определяет их своеобразие и липгвострановедческую ценность. На общем фоне научно-технической терминологии термины искусства имеют ярко выраженный культурный компонент, так как они тесно связаны с культурными реалиями.
Если лингвострановедческое описание общеупотребительной лексики предназначено прежде всего для иностранцев, изучающих русский язык, то определение архитектурных терминов с точки зрения их культурного компонента может быть полезно и для носителей языка, которые не всегда знакомы с этими терминами. Конечно, всегда можно посмотреть значение термина в словаре или энциклопедии. Однако лингвострановедческое описание отлично от объяснения термина в энциклопедии или толковом словаре. При лингвострановедче-ском подходе семантизируется прежде всего лексический фон слова (то, что связано с этим словом в повседневном сознании носителей языка), тогда как энциклопедическая статья семантизирует только научный фон, причем в его общекуль-турпом объеме, а не с позиций определенной нации. В то же время в лингвострановедческое описание включаются необходимые научные сведения (при комментировании термина они, преобладают над сведениями из обыденного сознания), что отличает его от статьи филологического словаря.
В качестве источников, откуда собирался терминологический материал, были использованы труды архитекторов, искусствоведов, этнографов (И. Э. Грабаря, М. В. Красовского, В. В. Суслова н других), посвященные этому разделу русской архитектуры5, а также многочисленные путеводители, которые рассказывают о достопримечательностях русского Севера6. Необходимо отметить, что не во всех источниках относящиеся к культовому зодчеству термины объяснены, и это усложняет восприятие читателем описываемых архитектурных реалий.
Описываемый терминологический материал разделен по тематическому принципу на три группы. Первая группа включает названия деревянных культовых сооружений: церковь (клетская, клинчатая, кубоватая, шатровая, многоярусная, многоглавая, летняя, зимняя), храм, собор, часовня, колокольня. Приведем пример лингвострановедческого описания терминов этой группы.
ЦЕРКОВЬ — основная культовая постройка, предназначенная для проведения богослужения. На русском Севере деревянные церкви строились в каждом селе, разнообразны их архитектурные формы. В церковном помещении обязательно есть алтарь (место, откуда ведется служба и где находятся главные иконы). Простейшие церкви отличались от изб лишь характерной главкой с крестом на крыше (это архитектурная деталь, по форме напоминающая луковицу и завершающая церковную постройку). Такие церкви назывались клегскими. Их основной объем — прямоугольный сруб с двускатной крышей (например, Успенская церковь в селе Усть-Паденга Архангельской области). К основному срубу стали пристраивать прирубы — дополнительные помещения. В прирубе мог находиться придел (где помещался еще один алтарь) или притвор (помещение, в которое прихожане попадали сразу после входа в церковь). Например, церковь в селе Ракула Архангельской области имеет прирубы с двух сторон от основного сруба — придел и притвор. Чтобы поднять церкви над уровнем жилых домов и вместе с тем утеплить их, строители ставили постройки на нижний этаж, подклет или подцерковье, в котором обычно хранилось церковное имущество. В церковь можно было подняться по высокому крыльцу. На высоком подклете стоит Вознесенская церковь в селе Типиицы Онежского района КАССР.
Деревянные церкви неудержимо росли вверх. Строители нашли ту форму кровли, которая разительно отличала церковь от жилья и делала ее величественной и стройной — появились шатровые церкви. Четырехгранный сруб, который еще называют четвериком, или восьмигранный (восьмерик) завершался пирамидальной кровлей, очень похожей по форме на палатку-шатер, почему она и получила такое название. Великолепным образцом шатровой церкви является Успенский собор в селе Кондопога Кондопожского района КАССР. Оригинальна по форме кровля кубоватой церкви, она состоит из четырех выпуклых граней, которые, изгибаясь, сходятся у главки. Такие кровли встречаются только в Онежском крае, например, Преображенская церковь в селе Турчасово. В деревянных церквах (чаще всего клетских) можно было проводить службу и коротким северным летом, и суровой зимой (такие церкви назывались зимними или теплыми). В некоторых церквах служили лишь летом (это были летние или холодные церкви). Церкви часто окружались галереями и украшались различными декоративными элементами, многие из которых встречаются и в убранстве жилищ (кисть, охлупень, полица, причелина и некоторые другие). Но такие элементы, как бочка, барабан, главка характерны лишь для церквей и других культовых сооружений. Своей вершины деревянное культовое зодчество достигло в многоглавых (имеющих не одну, а несколько главок), многоярусных (в несколько «этажей») церквах, которые по монументальности и величию не уступают многим каменным. Ярким примером многоярусного многоглавого храма является Преображенский собор Кижского погоста Медвежьегорского района КАССР.
ЧАСОВНЯ — культовая постройка без специального помещения для алтаря. Деревянные часовни на Севере многочисленны, их строили не только в селах, но и у дорог, на кладбищах. Чаще встречаются деревянные часовни клетского типа, очень похожие на избы, например, Вознесенская часовня в деревне Березник Пинежского района Архангельской области. Есть и часовни, по размерам не уступающие церквам, со звонницей, окруженные галереей, богато украшенные декоративными элементами, как часовня в Волкострове недалеко от Кижского погоста в КАССР.
Вторая группа терминов включает названия частей деревянных культовых построек: барабан, бочка, восьмерик, главка, гульбище, куб, подклет, придел, прируб, притвор, рундук, четверик, шатер. Приводим пример описания некоторых терминов.
БАРАБАН — архитектурная деталь деревянных культовых сооружений в виде цилиндра, на котором расположена главка. По форме напоминает известный всем барабан — цилиндрический музыкальный инструмент — отсюда и такое название. Иногда этот архитектурный элемент называют шеей. Барабан вместе с главкой является, пожалуй, самым распространенным элементом деревянных культовых построек. Встречаются конусовидные, сужающиеся кверху и граненые барабаны. Стороны барабана часто покрывались резьбой или особым покрытием — лемехом. Высокие стройные барабаны украшают, например, Одигитриевскую церковь в селе Кимжа Мезенского района Архангельской области.
БОЧКА — особый вид кровли, применявшийся в русском деревянном церковном зодчестве. Такое название произошло, вероятно, потому, что покрытие действительно напоминает обыкновенную бочку, лежащую на боку и как бы срезанную снизу во всю длину. Срезанной стороной бочка поставлена на сруб, а сверху получила заострение, как у обычной двускат-ной кровли, чтобы не задерживался снег и дождь. Бочка в качестве элемента постройки встречается во всех деревянных храмах (от простейших клетских до огромных многоглавых). В деревянном зодчестве существует несколько видов бочек. Трехлопастная бочка — это композиция из трех бочек, расположенных в виде пирамиды. Такой архитектурный элемент встречается во Входиерусалимской церкви в селе Верхняя Мудьюга Онежского района Архангельской области. Креща-тая бочка образуется из двух перекрещивающихся в плане бочек, например, такой прием использован в Ильинской церкви в селе Юрома Мезенского района Архангельской области. Скаты бочек часто покрывались лемехом, особым покрытием из наложенных друг на друга резных дощечек (внешне это напоминает скорлупки сосновой шишки или рыбью чешую).
ГУЛЬБИЩЕ - - крытая галерея, которая пристраивалась к деревянной культовой постройке с одной пли нескольких сторон. В ожидании службы прихожане прогуливались по галерее, защищенной от дождя и ветра — отсюда и возникло такое название. Такая галерея называлась еще нищевником - нищие часто собирали там милостыню и скрывались от непогоды. Часто галерея приподнималась над землей на столбах, так называемых стульях, а в галерею вело высокое крыльцо, как, например, в Благовещенской церкви и селе Тур-часово Онежского района Архангельской области.
В третью группу выделены [названия деталей и конструктивных элементов деревянных культовых сооружений: воротник, кисть, кокошник, курица, облом, охлупень, повал, подзор, полица, причелина. Описание некоторых из них:
ВОРОТНИК — резное украшение из выступающих концов досок на стыке главки и барабана. Этот декоративный эле мент похож на кружевной воротник одежды и поэтому получил такое название. Используя декоративный воротник, строители старались сделать плавными переходы от одной архитектурной детали к другой, скрыть стыки досок. Воротники встречаются практически во всех культовых постройках на русском Севере,
КОКОШНИК — декоративный фигурный щит из досок на стене культовой постройки. Получил такое название потому, что по форме напоминал севернорусский женский головной убор в виде разукрашенного щитка надо лбом. Строители старались украсить церковные постройки, чтобы их слеты не казались монотонными. Кокошники делают нарядной шатровую церковь в селе Конецдворье под Архангельском.
ПОДЗОР — резные доски под свесами крыши культовой постройки (очень часто встречается и в гражданском строительстве). Название произошло от глагола подзыривать, то есть подглядывать, подсматривать (по Далю) — этот декоративный элемент как бы выглядывает из-под свеса крыши. Подавляющее большинство деревянных культовых построек на Севере было украшено подзорами.
Разные термины деревянного культового зодчества несут различную страноведческую информацию. Термины, обозначающие культовые постройки, можно назвать ключевыми. Их обширный лексический фон содержит максимум информации о древнерусской церковной архитектуре. Все эти виды построек встречаются в культовом зодчестве многих стран, но насколько непохож лексический фон, например, у слов «церковь» в русском и любом западноевропейском языке. Многие термины будут безэквивалентными (бочка, барабан, главка, куб, рундук, прируб, подклет, гульбище, воротник, кисть, кокошник и другие). Этим терминам нет соответствия в других языках, так как они обозначают архитектурные детали и элементы, которые встречаются лишь в русском деревянном зодчестве.
Рассмотренные с позиций лингвострановедения термины деревянного культового зодчества представляют несомненный интерес как источник знаний об одном из самобытных явлений нашей национальной культуры. Много полезной и познавательной информации может дать лингвострановедческий подход к другим терминологическим группам — из сферы живописи, музыки, архитектуры, театра.
ПРИМЕЧАНИЯ:
1 Горький А. М, Собрание сочинений в 30-ти томах.— М., 1949—56, т. 27, с. 298,
2 Грабарь И. Э. История русского искусства.—М., 1909, т. 1, с. 331.
3 Верещагин Е. М., Костомаров В. Г. Лингвистическая проблематика страноведения в преподавании русского языка иностранцам. — М., 1971, с. 3.
4 См.: Верещагин Е. М,, Костомаров В. Г. Язык и культура, Лингвострановедение в преподавании русского языка как иностранного. — М., 1976.
5 Грабарь И. Э. История русского искусства.—- М,, 1909, т. 1; Красовский М. В. Курс истории русской архитектуры, ч. 1. Деревянное зодчество.— Пг,, 1919; Суслов В. В, Очерки истории древнерусского зодчества,— СПб., 1889; Каретников А. А. Деревянное церков-ное строительство в старину на Севере Руси. Изв. архитект. общества изу-
чения Русского Севера, 1913, № 2 и др.
6; Гнедовская Б. В., Добровольская Э. Д. Вокруг Архангель-
ска.— М., 1978; Гунн Г. П. Каргополье — Онега.-— М., 1974; Миль
ч и к М. И. По берегам Пикеги и Мезени.— Л., 1971; ОрфинскийВ. П. Деревянное зодчество Карелии.— Л., 1972; Подъяпольский С. С. По Сухоне и Северной Двине.— М., 1969; Смирнова Э. С. По берегам Онежского озера.— Л., 1969 и др.

Спасибо: 0 
Профиль Цитата Ответить



Откуда: Praha
ссылка на сообщение  Отправлено: 29.09.07 18:31. Заголовок: Re:


Деревянные художественные изделия в ансамбле Новгородского жилища


Е. Ю. Пухначева
http://bibliotekar.ru/rusNovgorod/10.htm

Одними из интереснейших находок являются человеческие изображения, вырезанные из дерева. Г. Н. Бочаровым высказывалось предположение, что это изображения домовых18. Т. Д. Панова определяет их как изображения языческих богов, служившие объектом поклонения в домах новгородцев долгое время после принятия христианства13. Предположения о магическом, ритуальном характере данных предметов подтверждаются и более поздними этнографическими данными. Например, поморские куклы «панки» напоминают один из видов новгородских антропоморфных фигурок. А. К. Чекалов считал их промежуточным звеном между древнейшими идолами и позднейшими игрушками20. Г. Н. Бабаянц связывает их происхождение с культом предков. Деревянных кукол держали за иконами, а в праздник ставили на стол21. Можно предположить, что новгородские антропоморфные фигурки могли занимать в красном углу положение, равноценное иконам, но не заменять их.

Определенное положение в пространстве красного угла, на столе занимала деревянная посуда. Один и те же предметы посуды могли использоваться за столом во время трапезы и в ритуалах.1 (Сама трапеза в некоторых случаях была ритуалом. В качестве примера можно привести праздничный пир— братчину, в которой использовалась деревянная братина). Ковш по своему семантическому значению выделяется из всех остальных видов посуды. Ковш с зооморфным изображением на рукояти использовался в качестве строительной жертвы при постройке дома. Находки таких ковшей были сделаны и в Новгороде22. Эта строительная жертва должна была уберечь дом от злых сил. Включенный в свадебный обряд, ковш пес символику, связанную с водой, солнцем, его дарили в знак Прибыли и счастья. Такой ковш не использовался в быту и хранился отдельно23. Семантика образов на ручках ковшей носит охранный, оберегающий характер. Кроме того, многие образы полисемантичны, сочетают в себе (а следовательно в предмете) и добрые и злые силы. Образ дракона соотносился со стихией света, воздуха, причислялся к категории чистых сил, близких к богам и святым. У многих пародов водоемы считались жилищем могучего змея, олицетворявшего идею плодородия, здоровья24. Другой распространенный образ — птица. Быстрота птичьего полета связывалась с движением спета, с дуновением ветра, с мгновенным блеском молнии. Гот же смысл вкладывался в образ коня. (В жилище многое связано с этим образом, начиная с конька на крыше избы. В интерьере немаловажным декоративным элементом был «коник» (лавка около входа); печной столб имеет второе название — «коневой столб»25; даже полка-божница зачастую украшалась головами коней26).

Ложка, как и любой другой вид посуды была вплетена в семантическую ткань трапезы. Существовали определенные правила пользования ложками. Считалось, что лишняя ложка, положенная на стол — для нечистой силы27.

Мелкие бытовые вещи (такие как гребни, пеналы, маленькие точеные шкатулки, церы), вероятно, хранились в коробках. Нельзя с точностью указать место детских игрушек, так как оно связано с местом, отводимым в жилище ребенку. Одной из особенностей устройства народного жилища являлось то, что в нем не существовало персональных стабильных мест для каждого члена семьи, не было даже постоянного места для ночлега28.

Как мы видим, большая часть художественных изделий из дерева сосредотачивается в пространстве красного угла. Предметы, находящиеся в парадном помещении дома, выделялись своим оформлением среди других предметов. В других частях дома художественно оформленных вещей гораздо меньше.

Печной угол или «куть» — место, ограниченное печью, боковой и передней стеной, традиционно считалось женским пространством. Семантика многих предметов, закрепленных за данной частью жилища, связана с функцией оберегания женщины и охраны пищи. В языческие времена печь имела исключительное значение. Она представляла собой источник тепла, обиталище божественного огня. Сам процесс выпечки хлеба с архаических времен воспринимался как священнодействие29. Из деревянных предметов здесь присутствует кухонная утварь и столовая посуда (в основном будничная). Будничная посуда и утварь для приготовления пищи редко украшалась, поэтому из всех деревянных предметов, присутствующих на кухне, особо выделяются пряничные доски. Почти все они содержат изображение процветшего креста. Символика орнамента связывает их с красным углом и включает в рамки христианского ритуала. В этнографической литературе упоминаются также «прощальные», «поминальные», «свадебные» пряники; для их украшения мог использоваться тот же мотив30. Можно предположить, что пряничные доски служили своеобразным украшением печного угла.

В печном углу вместе с кухонной утварью находились предметы, связанные с прядением и ткачеством. Из орнаментированных предметов можно упомянуть прялки, юрки и веретена, украшенные несложной резьбой.

Пространство у входа — подпорожье — традиционно воспринималось как мужская территория. Здесь было рабочее место хозяина дома, хранились рабочие инструменты. «Конику», которым заканчивалась линия лавок, расположенных по периметру всей избы, придавалось особое значение. (Здесь хозяин дома часто чинил конскую упряжь и сбрую, что отразилось в традиционном оформлении31). Художественных предметов из дерева, относящиеся к этой зоне жилища, мы пока назвать не можем.

Связующим звеном, объединяющим все части дома, был архитектурный декор. Он отражал связи внутреннего и внешнего пространства, семиотику сооружения в целом. Мы объединяем архитектурную резьбу с мебельной. Это обусловлено не только единством принципов декора, но и тем, что мебель можно назвать архитектурой малых форм. Лишь немногие из найденных фрагментов архитектурного декора можно отнести к элементам внешнего убранства дома. Таким образом сведения об экстерьере дома древнего новгородца (принимая во внимание и письменные источники) весьма скупы. Одним из принципов в украшении интерьера было выделение границ32. Это относится и к границам внутреннего пространства с внешним миром (окнам, двери, крыше) и к границам между семантическими зонами внутри жилища. Ими служат конструктивные элементы: матица, печной столб, воронцы (брусья, идущие от печного столба к стенам: пирожный и полатный). Матица — основная балка, служила разделом между «передней» и «задней» («внутренней» и «внешней») частью дома, между пространством красного угла и подпорожья. Гость не заходил за матицу без приглашения хозяев33. Следы печного столба при раскопках в Новгороде находят крайне редко. То же относится и к полатям. Вероятно, они сформировались позднее34.

Количество мебели в древнерусском жилище было ограничено. Главными предметами мебели были срубленные в стену лавки. В городских домах к ним прибавились переносные скамьи и кресла (главным образом с XIII в.)35 В былинах упоминается мебель из дуба с инкрустацией из «рыбьего1 зуба» (моржовые клыки) или слоновой кости, которая «исподернута» и «потянута» дорогими тканями36. Столы — «дубовые», «кипарисные»; «белодубовые» скамьи («беседы») покрыты тканями. Были и большие скамьи, заменяющие кровать37. Материалы раскопок дают представление в основном о декоративных элементах архитектурного декора. (К конструктивным элементам можно отнести лишь знаменитые резные колонны XI в., но они не могли быть принадлежностью обычного новгородского дома). Из декоративных деталей, известных по раскопкам, наиболее многочисленные группы составляют балясины и причелины различного вида. Причелинами могли быть оформлены опушки лавок. Балясины использовались в украшении кресел, стола, скамей. Нам также известны некоторые резные фрагменты. Скорее всего это детали мебели, но атрибутировать их более точно сложно.

К мелким деталям интерьера относятся вешалки-крючки, некоторые из них представляют собой миниатюрные скульптуры. Образцы, используемые в этом виде изделий, те же, что и в оформлении ковшей и наверший. Это еще одно подтверждение единства образной системы жилища.

Част!) деревянных художественных изделий остается за пределами жилища, по они связаны с деятельностью человека, а значит и с жилищем, и с находящимися в нем предметами. К подобным предметам относятся ,например, сани, традиционно украшавшиеся резьбой. Орнамент сосредотачивался на копылах, грядках, спинках саней; по стилю резьбы он родственен мебельному декору. Об украшении древнерусских саней мы можем судить по миниатюрам и иконам. Например, миниатюра XIV в. из «Жития святого Бориса и Глеба», где изображены сани св. Бориса38. Сани — непременный атрибут похоронного и свадебного обряда, причем не только зимой, но и летом. Сани были не просто средством транспорте, но использовались в особо торжественных случаях. В XVII в. сани предпочитались патриархами при вступлении в звание, царями при коронации или других важнейших событиях39. Наиболее древняя форма саней — ладьевидная (лодка, поставленная на полозья). Ладья, а позднее сани, в языческом погребальном обряде сжигались на погребальном костре40. Сани также присутствуют во многих формах ритуала проводов на тот свет41. Вполне вероятно также, что сани могли восприниматься человеком как передвижной дом, жилище в миниатюре во время выездов из настоящего дома.

Для некоторых групп предметов, таких как навершия или предметы, условно называемые «рукояти», трудно определить положение в жилище, учитывая неясность их назначения.

Мы попытались разместить художественные изделия в доме, распределить их по семантическим зонам. Необходимо отметить, что мы сознательно упускаем из поля своего зрения часть деревянных предметов, которые не имеют отношения к резьбе и росписи. Тем более нельзя считать нарисованную па-ми картину исчерпывающим описанием жилища. Ведь деревянные предметы находились всегда в сочетании и взаимодействии с предметами из глины, кости, стекла, кожи, тканями. Это и костяные гребни, шахматные фигурки, шкатулки; это многообразная глиняная посуда; игрушки и футляры из кожи; предметы и инструменты из металла.





1 Некрасова М. А. Ансамбль как образная система. // Искусство ансамбля. М., 1988. С. 56.

2 Байбурин А. К. Жилище в обрядах и представлениях восточных славян. Л., 1983. С. 180.

Спасибо: 0 
Профиль Цитата Ответить



ссылка на сообщение  Отправлено: 07.12.08 17:12. Заголовок: Не знаю что выбрать ..


Не знаю что выбрать Но всё равно огромное спасибо!!!

Спасибо: 0 
Цитата Ответить



ссылка на сообщение  Отправлено: 14.02.09 21:57. Заголовок: Светлана, огромное с..


Светлана, огромное спасибо, очень интересно!

А нет ли у тебя сведений, как изготавливался кирпич (ну и вообще обожженые глиняные стройматериалы: клинкер, черепица, труба) и связующие?
Как делаличь фундаменты?

Ц.р.,

Зар.

Спасибо: 0 
Профиль Цитата Ответить



ссылка на сообщение  Отправлено: 04.05.09 19:27. Заголовок: помогите найти рефир..


помогите найти рефират по мхк на тему Дом-жилище человека(русская изба)

Спасибо: 0 
Цитата Ответить



ссылка на сообщение  Отправлено: 04.05.09 19:27. Заголовок: помогите найти рефир..


помогите найти рефират по мхк на тему Дом-жилище человека(русская изба)

Спасибо: 0 
Цитата Ответить



ссылка на сообщение  Отправлено: 20.05.11 15:16. Заголовок: Малые Карелы под Арх..


Малые Карелы под Архангельском!

Спасибо: 0 
Цитата Ответить





Откуда: Россия, Санкт-Петербург
ссылка на сообщение  Отправлено: 16.09.13 12:59. Заголовок: Сейчас это не актуал..


Сейчас это не актуально.
допуск

Спасибо: 0 
Профиль Цитата Ответить
Ответ:
1 2 3 4 5 6 7 8 9
большой шрифт малый шрифт надстрочный подстрочный заголовок большой заголовок видео с youtube.com картинка из интернета картинка с компьютера ссылка файл с компьютера русская клавиатура транслитератор  цитата  кавычки моноширинный шрифт моноширинный шрифт горизонтальная линия отступ точка LI бегущая строка оффтопик свернутый текст

показывать это сообщение только модераторам
не делать ссылки активными
Имя, пароль:      зарегистрироваться    
Тему читают:
- участник сейчас на форуме
- участник вне форума
Все даты в формате GMT  3 час. Хитов сегодня: 1
Права: смайлы да, картинки да, шрифты да, голосования нет
аватары да, автозамена ссылок вкл, премодерация откл, правка нет